Как писать сочинение?

Как писать сочинение?... Попробуем вместе найти ответ на этот часто задаваемый вопрос...

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ 


Школьное сочинение — это текст, и должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостыо.
Из теоретических сведений о тексте вытекают определенные правила, помогающие написать сочинение: 
- определяется тема и основная мысль работы, обдумывается и записывается заглавие или формулировка темы; если даны готовые формулировки нескольких тем, выбирается та, которая заинтересует и, при хорошем знании художественного произведения, можно отобрать необходимый материал для раскрытия темы; 
- чтобы точно определить тему, а не писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы, и писать именно об этом; тем самым выполняется одно из требований к сочинению — соответствие теме; 
- решение поставленной в формулировке проблемы — это и будет основная мысль сочинения, доказываем правильность своего решения, используя текст художественного произведения, необходимый комментарий, литературную критику, исторические факты и другой литературный материал; 
- при этом рассуждения будут самостоятельными, это значит, что надо опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев, конечно же, необходимо толковать текст в соответствии с известными в литературоведении взглядами и оценками, но рассуждения и доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста, именно это придаст работе самостоятельный характер; 
- показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия, литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;
- обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения; это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений; 
- составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик его лучше не переносить; план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов; 
- в каждом пункте плана записать примеры и цитаты, необходимые для раскрытия темы; план составить в форме либо назывных, либо полных повествовательных предложений; можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью составить цитатный план; 
- цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения; однако не стоит перегружать работу цитированием; 
- основную идею сочинения можно выразить эпиграфом, для которого надо взять строчки из прозаического или стихотворного произведения, из письма, дневника писателя, из критической статьи, либо это будет афоризм, пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без эпиграфа; 
- выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написать их с красной строки.
Важным требованием к сочинению является стилевое единство и выразительность повествования; чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).

Сочинения на литературную тему в форме дневника, письма необходимо писать от имени автора работы. Это позволяет без труда использовать текст художественного произведения и другой литературный материал.

Не стоит писать работы перечисленных жанров от имени героев художественных произведений, так как это затрудняет работу с текстами и другими литературными материалами.

Разумеется, что к языку и стилю ученического сочинения не могут предъявляться такие же требования, как к подлинно научным, публицистическим и художественным произведениям.

Однако независимо от жанра работы и избранного стиля речи мы добиваемся в сочинении: 
- соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам; 
- точного подбора слов для выражения мыслей; 
- простоты изложения, исключения вычурных фраз и выражений, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов; 
- выразительности и эмоциональности речи, вызывающей у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства; 
- точности в изложении литературных и исторических фактов.

Сочинение рекомендуется писать с черновиком, который надо тщательно проверить. Объем работы строго не регламентируется; как правило, она пишется на 5—7 листах.

СОЧИНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ 

Написать любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром.

По всей видимости, сочинение можно писать в различных жанрах прозы, при этом сохраняется специфика школьного упражнения.

Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.

Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.

Можно предложить следующие приемы обучения: 
- выяснение своеобразия жанра, освоение теории; 
- чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами;
- сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению;
- составление примерных вопросов, помогающих освоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики; 
- составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре; 
- выполнение письменных работ и их анализ.
Рассмотрим более подробно своеобразие жанров.

Литературно-критическая статья 

Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.

Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы.

Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление в единстве формы и содержания.

Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни, запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.

Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.

Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.

Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.

Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного текста отличается от литературоведческого.

Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.

Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью: 
- В какое время написана статья?
- Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?
- Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?
- Какими приемами толкования текста он пользуется?
- Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.
- Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?
- Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?
- Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?
- Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.
- Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.
При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.

Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.
Рецензия 

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века (от лат. recensio — осмотр, обследование).
Эссе 

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.

Во французском языке слово «essai» значит «попытка, проба, очерк»; в латинском exagium — «взвешивание», exigo — «взвешиваю».
Эссе могут быть не только литературно-критическими. Часто встречаются публицистические, философские, историко-библиографические, беллетристические эссе. Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.

Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена «С того берега», Ф. М. Достоевского «Дневник писателя» и др. Жанр эссе разрабатывали В. Розанов, И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева, К. Г. Паустовский, И. Э. Эренбург и др.

Очерк 

Очерк — эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя.

Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение, при этом он «открыто» сопоставляет или противопоставляет события, явления, факты, объединяя их одною идеей.

Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный «интерьер»), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.

От повестей с их последовательностью событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами и вытекающих одно из другого, очерк отличается свободной композицией, которая строится рассказчиком. По словам В. Г. Белинского, очеркист может ограничиться «бессвязными внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…».

Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.

В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность. Очеркист дает оценку этим реальным явлениям жизни и выражает свое обобщающее их понимание публицистическими средствами. В документальном очерке часто поднимаются новые для общественного сознания или литературы темы и проблемы, в образной форме передается информация.

Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка, а документальность — специфическим жанровым признаком. Они отказываются признавать художественный очерк.

Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т. е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Очеркист стремится показать устойчивые, неизменяющиеся явления жизни.

Очеркиста могут интересовать не только среда в целом или ее типичные представители, но и яркая личность, особенности ее частной жизни.

Художественные очерки разнообразны. Это «физиологический» очерк с преобладанием описания. Широко распространены очерки-биографии, очерки — путевые заметки.
1. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1994.
2. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
3. Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. — М., 1994.
4. Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. — М., 1997.



Отсутствует заглавие (название, тема, заголовок). 
Вы, конечно, выбрали себе тему, но ведь читатель не телепат и не может догадаться, о чём вы хотите писать. Восприятие вашего сочинения (как и любого текста) начинается с заголовка! Вот попробуйте прочесть любой текст, не зная названия, а потом с заглавием… Есть разница? Думаю, вы поняли, что есть. 
Нарушена трёхчастная композиция сочинения. 
Не устаю повторять, что любое сочинение состоит из трёх частей, которые условно называют так:
Вступление. (1/4 от всего объёма сочинения)
Основная часть.
Заключение. (1/4 от всего объёма сочинения) 
Примерная композиция сочинения-рассуждения:
1. Вступление. Тезис-объяснение выбора темы.
Рассматривая вопрос …, … . В этой работе хочется поразмышлять над проблемой … .
2. Основная часть. Должна полностью соответствовать заявленной теме.
- Обоснование.
- Противопоставление.
- Сравнение.
- Сопоставление.
- Примеры.
- Доказательства (аргументы, факты, цитаты).
- Промежуточные выводы.
- Опора на текст: прямое цитирование, пересказ текста.
3. Заключение. Содержит итоговое рассуждение по теме. 
Примерная композиция сочинения-описания:
1. Вступление. Определи предмет или объект описания, обоснование (Я буду описывать …, потому что …).
2. Основная часть. Выдели отличительные признаки предмета, объекта:
у человека (портрет, образ жизни, поступки, черты характера, основные занятия, с кем общается, с кем дружит и т.д.)
у неодушевлённых предметов (размер, внешний вид, назначение, отличительные особенности и т.д.)
включайте в своё описание элементы повествования для доказательств основных отличительных черт, свойств предмета, объекта.
3. Заключение. Сделайте вывод, для чего описывался предмет, нравится ли он вам или нет, почему. 
Примерная композиция сочинения-повествования:
1. Вступление. Определи, о чём ты будешь рассказывать: время, место, действующие лица. (Это произошло … . Этим летом я гостил у … . Летние каникулы я провёл … .).
2. Основная часть.
- Завязка действия (И вдруг … . Внезапно случилось вот, что … . Событие, произошедшее вечером, изменило мое отношение к … .)
- Развитие действия (рассказ о событиях, которые произошли, с обязательной кульминацией, спадом действия).
- Концовка.
3. Заключение. Сделайте вывод, для чего рассказывали об этом случае, об этом предмете. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий